Спектральный анализ в живописи
Художественная, историческая и денежная ценность произведений изобразительного искусства интересует не только коллекционеров, простых зрителей и похитителей, но и большое количество специалистов — художников, искусствоведов, преподавателей, экспертов, реставраторов, криминалистов.
Изучение при помощи научных инструментов особенностей красочных слоев картин позволят отличать подлинники от подделок, устанавливать авторство, возвращать миру украденные и поврежденные шедевры.
Особенности химического анализа в живописи
Основой экспертной работы с живописными полотнами является точный химический анализ использованных материалов и красок, так как в разное время художники использовали различные пигменты и основы для составления своей палитры, разрабатывали и испытывали в этом качестве те или иные вещества.
Современной химической науке хорошо известны химические свойства практически всех существующих простых и сложных веществ, в том числе их спектральные характеристики.
Для изучения химического состава красок не подходят обычные лабораторные методы с использование относительно больших количеств определяемых веществ, проводимые в пробирках с последующей детекцией спектрофотометром, например,
Особенностью спектрального исследования картин является возможность провести анализ всех слоев картины, не повреждая ее, либо взяв крошечную пробу при помощи микрозонда.
Рентген-флюоресцентный анализатор работает без отбора пробы, определяя металлы-хромофоры в слоях картины. С давних пор художники используют составы, содержащие свинец, для получения белого, желтого, оранжевого цвета, медь — для голубого и зеленого, железо — для красного и желтого.
Не прибегая к механическому отбору проб, картину изучают с использованием различных излучений — от рентгеновского до ультрафиолетового, под воздействием которых проявляются свойства основы, грунта, пигментов, лаков; становятся видимыми первоначальные наброски, подделанные подписи, попытки закрасить старый слой или наоборот, искусственно состарить картину.